http://www.world-art.ru/cinema/img/10000/5397/130.jpg
Производство: США, Германия
Тип: полнометражный фильм, 139 мин.
Жанр: драма, триллер, криминальный фильм, фильм действия
Режиссёр: Дэвид Финчер
В ролях: Эдвард Нортон, Брэд Питт и другие

Краткое содержание:

Мы встречаем Повествователя (Эдвард Нортон), типичного «яппи» и «белого воротничка», работающего на один из крупнейших автомобильных концернов, в очень сложный период жизни — в момент пресыщения благами обеспеченного и безмятежного существования. В надежде побороть бессонницу он начинает посещать анонимные общества людей, страдающих неизлечимыми заболеваниями. Там происходит знакомство с симулянткой-«туристкой», экстравагантной Марлой Сингер (Хелена Бонэм Картер), а чуть позже, в самолёте, возникает совсем загадочная личность — Тайлер Дёрден (Брэд Питт), представившийся агентом по продаже элитных сортов мыла. Тайлер, узнав, что у нового приятеля произошла неприятность (сгорела квартира), предлагает пожить у себя, в полуразрушенном и заброшенном доме. Вскоре тандему приходит счастливая идея организовать «Бойцовский клуб» — подпольное заведение, быстро становящееся чрезвычайно популярным у мужчин, открывших способ ощутить всю полноту бытия, избивая друг друга до полусмерти.
© Евгений Нефёдов, World Art

Рецензия:

© Евгений Нефёдов, 2006.07.12

Финчер уже осторожно подступался к возможности осмысления «новых горизонтов сознания», но подлинным событием стал именно «Бойцовский клуб». Далеко не идеальная фигура Повествователя, настроенного эгоцентрически и гедонистически, меркнет на фоне едко обрисовываемой им среды – причудливого сплава социальных, экономических, культурных, политических и биолого-психологических факторов, сложившихся под диктатом капитализма рубежа веков. А дальнейшее развитие событий, особенно – с момента взлёта популярности «Бойцовских клубов», со всей очевидностью подтверждает мысль о том, что безымянный персонаж возведён в ранг полноценного типажа. Однажды Повествователь сам проговаривается, что является представителем целой генерации (имеется в виду «Поколение Икс»), выросшей в условиях безмятежности и достатка, заведомого отсутствия всяких серьёзных потрясений. «Генерации мужчин, взращённых женщинами». И потому – обречённой на полное вымирание либо в результате резкого изменения обстоятельств, либо вследствие медленного внутреннего саморазложения под воздействием нерастраченной энергии. Постепенно он начинает видеть в своём антиподе Тайлере не «бунтовщика без причины», а чуть ли не единственную надежду на спасение заблудших душ. Интуиция подсказывает, что в циничных выходках Дардена заложен взрывоопасный потенциал, как раз срочно требующийся заплесневевшему, как болото, обществу. Видимо, схожими соображениями руководствуются и многочисленные адепты…

И вот тут авторы делают паузу, мотивируя возникшее чувство беспокойства рефлексией Повествователя, начавшего подозревать: творится что-то неладное. И уж совсем выбивает из седла радикальная метаморфоза персонажа, в кульминационный момент осознающего, что… Сам по себе подобный поворот интриги, конечно, не является изобретением создателей «Бойцовского клуба», поскольку неоднократно использовался (от «Сердца Ангела» до телефильма «Мёртвый эфир»). Их многосложная художественная конструкция осталась бы не более чем набором оригинальных и изящных эстетических фокусов, основанных на старом добром принципе «ловкость рук и никакого мошенничества», если б всё это являлось самоцелью. Однако здесь принципиально, что качества, восхищавшие и затем ужасавшие в Тайлере, де-факто сокрыты в самом Повествователе (следовательно, почти в каждом в «Поколении Икс» или в них во всех вместе?!) – и винить в столь плачевном исходе совершенно некого. Вспомним сакраментальную реплику главного героя, обращённую за секунду до колоссального зарева к совершенно сбитой с толку Марле: «Ты встретила меня в очень странный период моей жизни».

«Бойцовский клуб» является произведением уникальным – социально-философским по своей сути, но притом, вопреки обыкновению, лишённым отвлечённости и созерцательного характера. Напротив, решительным, проникнутым исступленным желанием чуть ли не прямого влияния на окружающий мир, на существующее положение вещей, особенно в человеческом обществе.
http://www.world-art.ru/cinema/cinema.php?id=5397