http://www.world-art.ru/cinema/img/10000/5436/16.jpg
Производство: США, Германия, Япония
Тип: полнометражный фильм, 121 мин.
Жанр: драма, вестерн
Режиссёр: Джим Джармуш
В ролях: Джонни Депп, Билли Боб Торнтон и другие

Краткое содержание:

Дикий Запад, 1880-е годы. Бухгалтер Уильям Блейк (Джонни Депп), тёзка великого английского поэта, художника и философа, приезжает в небольшой городок, откуда двумя месяцами ранее получил письмо с предложением о работе. Но место занято, и Блейк остаётся не у дел. Случайный роман с Тель Рассел (Мили Эвитал), бывшей проституткой, ныне продавщицей небольших сувениров — бумажных цветков, становится причиной двух смертей: самой Тель и её бывшего любовника Чарли (Габриэль Бирн), сына местного магната Джона Дикинсона (Роберт Митчум). За голову раненого Блейка, который убегает и вместе с индейцем по имени Эксайбачай (‘Тот, кто много разговаривает, говоря ни о чём’), предпочитающим зваться Никто (Гэри Фармер), скрывается в лесах, назначается награда в 500 долларов. В погоню отправляется трио опаснейших наёмных убийц: Коул Уилсон (Лэнс Хенриксен), Конуэй Туилл (Майкл Уинкотт) и Джонни Пиккетт по прозвищу «Малыш» (Юджин Байрд).

Рецензия:

© Евгений Нефёдов, 2007.11.22

«Ты убил того белого человека, который убил тебя?» – спрашивает Никто Уильяма, слыша в ответ: «Я не мёртв. Не так ли?» А между тем французский поэт-сюрреалист Анри Мишо, чьё высказывание помещено в эпиграф, предупреждает: «Не следует путешествовать с мертвецом». Да и в рекламном слогане фильма утверждается похожее: «Никто не сможет выжить, превратившись в легенду». Блейк, носящий в сердце пулю, которую не рискнул вынуть ножом даже многоопытный, мудрый индеец, лишь номинально находится среди обитателей этого бренного мира. Передвигается по земле, говорит и даже – косит из револьвера и «винчестера» подонков всех мастей пачками. Уильям, в сущности, уже мёртв, даже получив небольшую отсрочку в своём неизбежном путешествии на широком каноэ в вечность…
Шестую полнометражную картину Джима Джармуша, стилистически – резко отличающуюся от его предыдущих работ, проще всего объявить сугубо постмодернистским произведением. И это будет верно – если только само понятие постмодернизма не низводить до неких примитивных представлений. В авторской «игре» образами и архетипами, сквозными мотивами и кинематографическими выразительными средствами содержится немало иронии. Индеец, окрестивший себя по подобию ганфайтера из известного «спагетти»-вестерна, даже став изгоем в родном племени, тем не менее – продолжает общаться с великими духами. Но ведь при этом получил образование в Старом Свете. И является носителем истинных европейских духовных ценностей в гораздо большей степени, нежели белые поселенцы, чьё следование библейским заповедям не мешает проводить геноцид местного населения: и силой оружия, и – путём безвозмездной раздачи одеял, инфицированных вирусами оспы и холеры. Никто встречает собственного кумира, почившего на полвека раньше, который постепенно и сам начинает отождествлять себя с великим романтиком, продолжая писать стихотворения… кровью расстреливаемых. Если по пути возникают фигуры представителей закона, старшего и младшего помощников шерифа, то зовут их Ли и Марвин – не иначе, как в честь актёра Ли Марвина. А если уж речь идёт о суровости Дикого Запада, то не обойтись без Коула – убийцы, растлителя, людоеда. Самого воплощения варварского («биологического») зла по аналогии с тем, как образ узурпатора-самодура Джона Дикинсона есть средоточие зла социального. И россыпь ярких штрихов – остроумных цитат из выдающихся фильмов прошлого, в том числе не имеющих никакого отношения к вестерну1…
По счастью, всё это не становится для Джармуша самоцелью, но – работает на основную мысль, на создание картины грандиозного, воистину вселенского по своим масштабам видения Вселенной. Мистические искания романтизма нисколько не вступают в противоречие с честностью и искренностью реализма. Ницшеанские представления о возможностях человека лишь дополняются философскими откровениями экзистенциалистов. Знания о привычных, физических материях и догадки о материях метафизических, накопленные Западом, обогащаются искусством непосредственного прикосновения к трансцендентному миру, сохранённым древними цивилизациями Северной Америки… И, скажем, возвышенные слова из лирики Уильяма Блейка рифмуются с текстами песен рок-группы The Doors2, а умопомрачительные гитарные композиции Нила Янга – приобретают вовсе вневременной характер.
Одним словом, завораживает… И всё-таки Джим Джармуш решил не останавливаться на достигнутом, блестяще развив тему в «Псе-призраке: пути самурая» /1999/, где, кстати, также (и отнюдь не вдруг!) возникнет знакомый образ – индейца Никто.
_________________________________
1 – Достаточно упомянуть «Иваново детство» /1962/ Андрея Тарковского (эпизод разговора в берёзовом лесу) и «Заводной апельсин» /1971/ Стэнли Кубрика.
2 – Ср. цитируемые по ходу действия строки.
Каждый день на белом свете
Где-нибудь родятся дети.

Кто для радости рожден,
Кто на горе осужден.
Прорицания невинного. В переводе С. Маршака.

Кто-то рождён для сладкого наслаждения,
А кто-то рождён для бесконечной ночи.
Композиция «Конец ночи».
http://www.world-art.ru/cinema/cinema.php?id=5436